Из опыта ремонта судового электрооборудования

24 ноября 2016

Из опыта ремонта судового электрооборудованияВ Мурманском Пароходстве эксплуатируется девять теплоходов типа «Джанкой», на которых установлено электрооборудование, изготовленное в ГДР. Такое оборудование находится также на судах типа «Повенец», «Мария Ульянова» и др. Специалистам этого флота было дано задание разработать график планово-предупредительного ремонта и произвести расчет бюджета рабочего времени судовой электрогруппы без постановки судна в заводской ремонт в течение двух лет.

При анализе представленных материалов выяснилось, что Главное управление технической эксплуатации флота и судоремонтных заводов ММФ рекомендовало для использования на судах не совсем совершенную методику применительно к особенностям работы судовых электрогрупп. Тем не менее надо отметить, что с судов поступили данные, представляющие значительный интерес. Дальнейшая их обработка для составления типового графика проводилась в электрогруппе службы судового хозяйства.

Прежде всего, надо было определить перечень установленного оборудования. Следует предостеречь от излишнего укрупнения групп механизмов по параграфам графика. Характерной особенностью современных судов является разнообразие как типоразмеров, так и условий работы электрооборудования, в связи с чем номенклатура работ по поддержанию оборудования в должном техническом состоянии, периодичность и трудоемкость могут резко отличаться.

Практика показывает, что при излишнем укрупнении узлов значительно затрудняется планирование выполнения графика непосредственно на судне. Отдельные механизмы и коммутационная аппаратура выпадают из поля зрения судового состава и не осматриваются по многу лет. На любом судне специалист с достаточным практическим опытом может обнаружить такие упущения. Затрудняется и контроль за выполнением графика со стороны работников службы судового хозяйства.

В связи с этим в разработанном типовом графике планово-предупредителыного ремонта объединение электрооборудования в группы проведено только при одновременном выполнении следующих условий: однотипности, одинаковой номенклатуры, трудоемкости и периодичности выполнения работ. Типовой график имеет 260 параграфов. Для более качественной обработки материалов ряд параграфов снабжен дополнительными сведениями.

Приведены комплектация аппаратуры, перечни средств автоматики, особенности изготовления оборудования и т. д. Однако в типовой график, предназначенный для передачи на суда, эти подробные сведения не включены, так как они необходимы только в период отработки чернового варианта в службе судового хозяйства.

Не менее сложной задачей было определение номенклатуры работ и периодичности их выполнения. Это делалось с учетом всех требований правил технической эксплуатации и инструкций заводов — изготовителей оборудования. При этом выявилось, что при выполнении полного объема работ необходимо увеличение численности судовой электрогруппы на два человека по сравнению с действующим штатным расписанием.

В связи с этим проведен тщательный анализ имеющихся сведений по отказам оборудования с учетом их причин и условий работы. Предварительные выводы были обсуждены и откорректированы совместно с работниками плавсостава на всех судах рассматриваемого типа, а затем среди работников электрогруппы службы судового хозяйства.

Это дало возможность исключить ряд работ из графика или увеличить сроки между ревизиями, что привело к снижению трудоемкости на 7—10 тыс. человеко-часов по каждому судну. Успешному выполнению этой задачи способствовала организованная несколько лет назад электрогруппой пароходства опытная эксплуатация электрооборудования по продленному межремонтному циклу для неответственных или дублированных механизмов.

Во время опытной эксплуатации проводились тщательные наблюдения за состоянием механизмов, их ревизии после определенного периода работы, лабораторные исследования смазки подшипников и т. д. Положительную роль сыграл также опыт составления типовых графиков со сроками планово-предупредительного ремонта для силового электрооборудования по судам пароходства. Такая практика введена в пароходстве несколько лет назад и приносит большую пользу.

По судам типа «Джанкой» проведена частичная корректировка Правил технической эксплуатации, что дало возможность несколько увеличить время между ревизиями по сравнению с требованиями этих Правил. При этом предусмотрено отдельные неисправности устранять по мере необходимости.

Судовой состав призван эксплуатировать электрооборудование из расчета обеспечения оптимальной надежности, так как для выполнения полного объема работ он не имеет времени. Тем не менее, до сих пор судовые экипажи не располагали в этой работе какими-либо критериями, полагаясь на личный опыт и интуицию. Если операции по текущему ремонту регламентируются нормативами, то работы в объеме ревизий с частичной разборкой и без нее выполняются без учета норм времени.

При разработке графика планово-предупредительного ремонта потребовалась большая работа, включающая хронометраж отдельных операций и обобщение коллективного опыта судовых электромехаников. Полученные данные подверглись анализу в электрогрутше службы судового хозяйства. Теперь судовые электрики могут с достаточной точностью (ошибка не более 10%) устанавливать необходимые затраты времени как по отдельным видам работ, так и по всему графику.

Надо иметь в виду, что распределение бюджета рабочего времени судовой электрогруппы имеет ряд специфических особенностей. Дело в том, что обязанности как по обслуживанию оборудования, так и по уходу за ним возложены на сравнительно малочисленный персонал. В связи с этим произвести расчет бюджета времени по общей формуле, рекомендуемой методикой Главного управления технической эксплуатации флота и судоремонтных заводов ММФ, для электротехнической службы не представляется возможным.

На основании практического опыта и расчетным путем электрогруппа службы судового хозяйства определила ряд коэффициентов и вывела формулу расчета бюджета рабочего времени, отражающую действительные условия работы судовых электрогрупп. Анализ проведенного расчета показывает, что для судов типа «Джанкой» затраты времени на выполнение обязанностей вахтенной службы, т. е. непосредственно на работы по обслуживанию электрооборудования, составляют для судовых электриков примерно 30% на ходу судна, 15% на стоянке без грузовых операций или с грузовыми операциями, проводимыми береговыми средствами, и около 50% при работе судовых грузовых устройств. Круг обязанностей вахтенной электротехнической службы достаточно подробно изложен в Правилах технической эксплуатации.

Дополнительно, но нашему мнению, целесообразно поручить вахтенной службе выполнение ряда периодических работ, непосредственно относящихся к обслуживанию оборудования, в соответствии со сроками, определенными Правилами технической эксплуатации, в том числе надо поручить проверну исправности пожарной и авральной сигнализации, углекислотного тушения и аварийного освещения, текущую подзарядку аккумуляторных батарей и ряд аналогичных работ.

В свободное от вахтенных обязанностей время вахтенный электрик должен выполнять работы по графику планово-предупредительного ремонта или другие необходимые ремонтные работы по указанию электромеханика. Надо отметить, что на ряде судов электротехническая вахта не предусмотрена, однако выполнение вышеперечисленных обязанностей вахтенной службы обязательно должно учитываться при подсчете бюджета рабочего времени.

Некоторого разъяснения требует коэффициент загрузки судового электромеханика, учитывающий затраты рабочего времени на выполнение обязанностей, не связанных непосредственно с выполнением графика планово-предупредительного ремонта.

К числу таких работ относится нахождение у главного распределительного щита при швартовных операциях, ходе в тумане, проходе узкостей и в других случаях сложной навигационной обстановки, включение генераторов на параллельную работу, включение и смена плавких вставок ответственных механизмов, осмотр оборудования в период подготовки к отходу судна и грузовым операциям, проверка работы рулевого устройства не реже одного раза в сутки, периодические осмотры оборудования и повседневные наблюдения за его состоянием, определение объема необходимых текущих работ и распределение их между электриками, контроль за работой электриков и оказание им необходимой технической помощи, выявление причин и устранение сложных неисправностей.

К таким работам относятся также составление и ведение текущих и годовых графиков планово-предупредительного ремонта, журнала учета выполненных работ, формуляров и другой судовой технической и отчетной документации, обеспечение сохранности и пополнение сменно-запасных частей и расходных материалов, составление текущих и годовых заявок на пополнение сменно-запасных частей, подготовка ремонтных ведомостей на заводской, навигационный ремонт и на работы, выполняемые силами экипажа, контроль за работой заводских и ремонтных бригад, составление планов технической учебы, подготовка и проведение занятий, инструктаж по технике безопасности, тщательное изучение электрооборудования судна, электросхем и заводской документации, анализ и выявление недостатков в электрооборудовании.

Формула расчета составлена применительно к особенностям распределения рабочего времени судов типа «Джанкой» в условиях эксплуатации, характерных для Мурманского пароходства. Для других судов ее вид может незначительно видоизменяться. В частности, для дизель-электроходов типа «Днепрогэс» следует учесть непрерывную ходовую вахту электромехаников на центральном посту и повышенные затраты .времени вахтенного электрика, а также отсутствие вахтенного электрика на стоянке судна, так как предусмотрена суточная вахта электромехаников. Для судов активного ледового плавания, направляемых для снабжения полярных станций, из располагаемого бюджета следует исключить время проведения разгрузочных операций силами экипажа и т. д.

Очевидно, что по мере освоения эксплуатации судов по новой системе обслуживания будет происходить некоторое перераспределение работ между исполнителями. Однако уже сейчас можно считать, что наиболее целесообразной является передача максимально возможного объема работ судовому экипажу и судовой ремонтной бригаде, что дает значительную экономию средств, расходуемых на ремонт.

В заключение следует отметить, что работа по составлению графиков планово-предупредительного ремонта с подсчетом бюджета рабочего времени является чрезвычайно важной и актуальной, так как позволяет перейти к научной организации труда судовых экипажей и ремонта оборудования. Однако ее выполнению должен предшествовать всесторонний анализ как особенностей установленного оборудования и условий его работы, так и действующих Правил технической эксплуатации. При формальном подходе неизбежны грубые ошибки, которые могут значительно уменьшить возможный экономический эффект.

В процессе выполнения работ применительно к электрооборудованию судов типа «Джанкой» проведена корректировка объема планируемых ремонтно-профилактических операций, определены опытные нормы времени на работы, выполняемые силами экипажа, введена формула подсчета бюджета рабочего времени судовой электрогруппы и определены входящие в нее коэффициенты. Указанная формула может быть объективным критерием при определении штата судовых электриков.

Помимо того, определены затраты времени судового экипажа как на обслуживание оборудования, так и на уход за ним, определена номенклатура работ, которые при существующем штате в период эксплуатация судна должны выполняться судовым экипажем и ремонтной бригадой. Часть работ отнесена на период заводского ремонта и распределена между заводом и судовой ремонтной бригадой. На основании расчета бюджета рабочего времени установлено, что наиболее целесообразным надо считать введение на судах 8-часового режима рабочего дня.

При этом объем работ, отнесенный на межремонтный цикл, может быть выполнен силами экипажа и одним человеком, находящимся дополнительно в составе судовой бригады. Анализ трудоемкости работ показывает, что в настоящее время экономически наиболее выгодно для пароходств планировать передачу на СРЗ минимального объема работ.

Важно также отметить, что реально определилась возможность при правильной организации труда продлить время между постановками судна на заводской ремонт до трех четырех лет. При этом надо подчеркнуть, что наибольший экономический эффект можно получить только при комплексном решении задач по машинной установке и корпусной части, которые лимитируют сроки заводского ремонта и их периодичность.