Поступаем на факультет маркетинга
18 апреля 2022Конкурентная борьба частных и государственных фирм, расширение российского рынка диктуют потребность в новых специалистах по маркетингу. На фоне вступления РФ в ВТО профессия маркетолога приобретает новое значение — наша страна будет представлена на международном рынке в ином качестве. Соответственно, требования к отечественным организациям, товарам и услугам станут строже. Поэтому профессиональный маркетинг становится все более актуальным.
Интегрированные маркетинговые коммуникации
Интегрированные маркетинговые коммуникации (IMC), как пишет - student-files, объединяют в единое целое три мощных направления: связи с общественностью, рекламу и собственно маркетинг. По мнению американских специалистов, IMC — это процесс передачи информации о товаре целевой аудитории. Под целевой аудиторией подразумевают группу людей, получающих маркетинговые сообщения и имеющих возможность реагировать на них. Таким образом, маркетинг относится к информационной сфере деятельности.
Сейчас широко распространен так называемый сетевой маркетинг. И нередко здесь возникает путаница. Нужно помнить, что сетевой маркетинг (продажа товаров через друзей и знакомых) не имеет никакого отношения к классическому маркетингу (науке и сфере серьезного бизнеса), которому обучают в высших учебных заведениях.
Кого готовят?
Отечественные вузы начали подготовку специалистов-маркетологов сравнительно недавно — с 2000 года. По определению, данному в государственном образовательном стандарте, маркетолог выдвигает предложения по развитию ассортимента товаров и услуг, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения товаров и услуг с учетом факторов, влияющих на их продажи, формирует коммуникативную политику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, оценивает эффективность маркетинговой деятельности. Проще говоря, маркетолог или изобретает товар, необходимый потребителю, а затем занимается его продвижением на рынок, или увеличивает продажи уже готовой продукции. Американская ассоциация маркетинга предлагает такое определение: «Маркетинг — это процесс планирования и реализации концепций ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, направленный на осуществление обменов, удовлетворяющих как индивидуальным, так и организационным целям».
Перечислим основные специальные дисциплины для маркетолога: товароведение, экспертиза и стандартизация, коммерческая деятельность, международный маркетинг, маркетинговые коммуникации, поведение потребителей, маркетинговые исследования, управление маркетингом, правовое регулирование маркетинговой деятельности, информационные системы маркетинга, логистика, ценообразование.
Маркетингу можно обучаться по двум программам. Первая — пятилетняя, по окончании вуза выпускник получает диплом о высшем образовании. Вторая — двухлетняя магистерская. Для обучения по второй программе необходимо сначала стать бакалавром по экономике (четыре года обучения), и только затем слушатель вправе претендовать на степень магистра по менеджменту (направление «маркетинг»). Форма обучения — дневная очная.
Области специализации маркетологов следующие
— промышленный маркетинг;
— международный маркетинг;
— ценообразование;
— реклама;
— логистика.
Специализация «промышленный маркетинг» предусматривает освоение таких предметов, как управление сбытом на предприятии, управление закупками на предприятии, промышленный сервис, маркетинг в отраслях деятельности, промышленный брендинг, ценовая политика.
Студенты, выбравшие международный маркетинг, изучают следующие дисциплины: международные маркетинговые стратегии, поведение потребителей, межкультурные коммуникации, ценовую политику на внешнем рынке, товарную политику на внешнем рынке.
Обучающиеся по направлению «ценообразование» проходят такие предметы, как статистика цен, планирование издержек обращения, ценообразование на национальном рынке, ценообразование на мировом рынке, ценообразование на рынке недвижимости, прейскурантное дело, ЭММ и модели в ценообразовании, планирование и калькулирование себестоимости продукции, поведение покупателей.
Специализация «реклама»
Также предполагает подготовку по ряду дисциплин, а именно: поведение потребителей, технология производства рекламной продукции, связи с общественностью, регулирование рекламной деятельности, фирменный стиль, психология рекламы, рекламный креатив, рекламный менеджмент, компьютерные технологии в рекламе, международная реклама.
В довольно привычном перечне специализаций выделяется экзотичностью логистика. Логистика — это эффективное управление материальными потоками на стадиях закупок, производства и распределения. Сегодня логистику все чаще с успехом применяют на практике различные предприятия, транспортные компании, фирмы и объединения. Ее актуальность связана с возросшими объемами перевозок грузов и пониманием важности снижения транспортных и складских издержек. Основными предметами по направлению «логистика» являются: распределительная логистика, логистика складирования, международная логистика, закупочная логистика, управление затратами, управление запасами, транспортная логистика, ценовая политика.